«Ваша продукция тестируется на животных»?
Этот вопрос время от времени задают потенциальные покупатели нашей продукции. И, поскольку в собственной лаборатории «Белого кролика» ни мышей, ни лягушек не найти, то можно было бы спокойно ответить отрицательно. Но, поскольку тема довольно щекотливая, то стоит пояснить, как обстоит с нею дело в мире и стране в целом. И как относится к тестам на животных наша компания.
Активно использовать животных, которые подходят, чтобы отразить возможную реакцию человека на препарат или средство, стали еще в XIX веке. В первую очередь, в медицине. Иного пути, кроме как проверить на обезьянах или кошках возможные последствия, человечество к тому времени не нашло. Попытки найти альтернативные методы тестирования препаратов не увенчались успехом, поскольку рекомендованный, но не проверенный препарат начинал убивать или калечить людей. Примеров таких в истории много, поэтому ученые не прекращают поисков реальной альтернативы тестам in vivo (с участием животных). Законодатели тоже стараются – выпускают разные регламентирующие постановления и акты, которые в массе своей учитывают достижения научной мысли. Стоит отметить, что львиная доля тестов in vivo приходится на фармакологию.
Десятки стран на нашей планете отказались от тестов на животных, среди них Индия, Израиль, Южная Корея, Швейцария, Новая Зеландия и другие. В России с 2016 года действуют Правила надлежащей лабораторной практики, в которых рассматриваются аспекты работы с подопытными животными. Также с 2012 года в нашей стране действуют Правила альтернативных методов тестирования парфюмерно-косметической продукции. А с 2020 года приняты 4 новых ГОСТа, разрешающих определенные альтернативные методы тестирования. Согласно этим Правилам, производитель сам решает, нужно ли ему тестировать продукцию на животных, либо использовать методы in vitro (в пробирке). «Белый кролик» для себя все решил – все косметологические средства выпускаются без привлечения животных, поскольку в их формулах содержатся компоненты с давно изученными и подтвержденными качествами. И те пропорции, в которых они сочетаются в каком-либо продукте, исключают вероятные риски. Более того, продукция является гипоаллергенной, а то значит, что она проходит строгую систему проверки как на этапе приемки сырья от поставщика, так и в ходе производственного цикла. Для тестирования in vitro, например, используются бычье семя или оболочка куриного яйца.
Может ли «Белый кролик» заявлять, что и бытовая химия выпускается без тестов на животных? С одной стороны, да, поскольку компания использует приобретенное у поставщиков сырье, имеющее не только обычные сертификаты, но и расширенный, гарантирующий соответствие высоким стандартам качества документ. Однако производитель сырья обязан провести испытания некоторых видов сырья на лабораторных мышах – согласно Законодательству нашей страны, бытовая химия допускается к продаже только после испытаний in vivo. Подробности указаны в «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (Глава II Раздел 5). Поэтому красивые наклейки Cruelty free или Not tested on animals на бытовой химии – не более чем маркетинговый ход, помогающий продать продукцию по завышенной цене.
В качестве обнадеживающего факта можно отметить, что успехи в разработке надежных альтернатив методу in vivo есть, поэтому «Белый кролик» тщательно выбирает поставщиков, следит за тенденциями и уверен, что вскоре и бытовая химия в нашей стране будет проверяться абсолютно этичными способами.